«Рождественская колыбельная» Олега Молчана возвращается к слушателям

В светлые дни Рождества Христова возвращается из забвения одна из песен, созданных Олегом Молчаном, — “Рождественская колыбельная” или “Калыханка”. Эта мелодичная и трепетная колядка на белорусском языке станет доступна всем, кто захочет ее слушать и петь. И всё благодаря трудам супруги приснопамятного композитора — певицы, поэтессы, лауреата национальных музыкальных конкурсов Ирины Видовой-Молчан. Восстановлена авторская партитура этого произведения и создана аудиозапись, где певица исполнила “Рождественскую колыбельную”.

Олег Молчан — композитор, пианист, продюсер, общественный деятель. Он сочинял музыку для театра, эстрады, радио и телевидения, был музыкальным руководителем знаменитых “Песняров”, автор знаковой для Беларуси песни на стихи Янки Купалы “Молитва”. Этот талантливый композитор ушел из жизни рано, прожив чуть более 50-ти лет. Но плоды его творчества, словно драгоценные жемчужины, продолжают сиять в музыкальном ожерелье Беларуси.

По словам Ирины, Олег Владимирович хорошо помнил, как прабабушка брала его с собой на службы в Свято-Духов кафедральный собор. Мальчик внимательно слушал церковный хор. Повзрослев, решил больше узнать о христианстве, внимательно прочитал Ветхий и Новый Заветы. Но еще его как композитора интересовало то, каким образом религиозные темы отражаются в искусстве.

Однажды ему попался в руки сборник стихов, и одно из сочинений неизвестного автора XIX века сразу запало в душу. Композитор от руки переписал рождественский стих, а вскоре сочинил для него светлую, нежную мелодию. Художественный руководитель “Песняров” Владимир Мулявин обратил на нее внимание, и “зимняя” песня впервые прозвучала даже раньше Рождества — в июле 1993 года на “Славянском базаре”. Прошло 30 лет, но за это время “Калыханка” исполнялась всего несколько раз.

Ирина Видова рассказала о том, как создавалась песня и как в 2023 году она возрождалась.

— Ирина, почему у Вас именно сейчас возникло желание заново записать эту песню и вернуть ее слушателю?

— Во-первых, потому что песне 30 лет. Мы как раз познакомились с Олегом в конце мая 1993-го, и “Рождественская колыбельная” рождалась на моих глазах, я была свидетелем этого…

Во-вторых, я считаю, что по музыке это гениальная песня, уникальная, потому что за две минуты, которые она звучит (а это очень короткий формат), можно услышать такое многообразие! При более стандартном решении аранжировки припевы и запевы песен похожи. А в “Калыханке” ничего не повторяется, один припев — это голос с инструменталом, а во втором куплете кардинально другое решение — вступают мужские голоса, добавляется многоголосный хорал.

Интересно, что вся партитура снималась на слух по оригинальной записи 1993 года. В этом мне помогали музыканты Илья Поляков и Аким Тышко, музыкант с консерваторским хоровым образованием.

— Значит, авторская нотная запись не сохранилась?

— Нет. Ее воссоздавали музыканты с абсолютным слухом. Илья записал инструментал, а Аким на слух восстановил и исполнил многоголосие, которое пели “Песняры”. Это достаточно большая работа — вариантов исполнения и сведения записи было около 12! Музыку ведь можно сравнить с полотном художника. И нам надо было услышать, а потом точно воспроизвести все детали партитуры.

Конечно, нам не удалось воссоздать каждую ноту, и “Рождественская колыбельная” звучит уже немножечко по-другому, тем не менее, мы очень старались сохранить авторское ощущение этой песни и все авторские задумки.

— Сколько времени ушло на эту кропотливую работу?

— Мы работали не меньше месяца, ежедневно, в основном, я и звукорежиссер Сергей Логоткин в студии “Рэй Рекордс”. Сергей имеет опыт работы лично с Олегом Молчаном, но, несмотря на то, что он в курсе творческих приемов этого композитора, даже для него эта песня стала крепким орешком, открытием. Ему пришлось много потрудиться. Тот же хорал, который особо не выделяется в фонограмме, когда звучит отдельно, — это красиво! Вообще, существует партитура “Калыханки” для исполнения ее хором, Молчан сам ее написал.

И 25 декабря 2023 года песня уже прозвучала в хоровом исполнении в концертном зале “Верхний город”. Ее исполнили два коллектива Белтелерадиокомпании — Академический хор (дирижер Андрей Саврицкий) и Симфонический оркестр (дирижер Александр Высоцкий).

— А “Песняры” часто исполняли “Калыханку”?

— Они ее пели очень редко. Была премьера, потом песню исполнили через год, и всё…

— Выходит, она была незаслуженно забыта?

— Трудно сказать… Хвала и честь Мулявину, что он мог продемонстрировать музыкальное разнообразие своего ансамбля. Но специфика звучания “Песняров” все же другая. И “Рождественская колыбельная” не совсем их песня.

— Вы хотите сказать, что репертуар “Песняров” — это большей частью эстрадный жанр, а у “Калыханки” звучание интимное и располагает к камерному восприятию?

— Да-да. Это как разговор человека с Богом. Почему “Песняры” не стали постоянно исполнять “Калыханку”? И знаменитую “Молитву” на стихи Янки Купалы тоже редко пели на концертах? Потому что, действительно, есть песни знаковые, интимные, которые не для стадионов или чего-либо подобного.

А самое трогательное исполнение “Рождественской колыбельной”, наверное, состоялось в январе 2019 года. Олег Молчан, будучи уже пациентом врачей-онкологов, по приглашению протоиерея Кирилла Шолкова, председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Белорусской Православной Церкви, принял участие в рождественском благотворительном концерте для маленьких пациентов Республиканского научно-практического центра детской онкологии, гематологии и иммунологии.

В тот день “Калыханку” пела Ирина Видова, а маэстро аккомпанировал ей на рояле. Им аплодировали не только дети и медики, но и почетные гости концерта — Митрополит Минский и Заславский, Патриарший экзарх всея Беларуси Павел и министр здравоохранения Валерий Малашко.

Автор: Елена Наследышева

Источник