Олег Молчан по нынешним меркам прожил недолго – 54 года. Но ему удалось создать знаковые для отечественной культуры произведения, как, например, всем известная «Молитва» на слова Янки Купалы, ставшая в свое время визитной карточкой Владимира Мулявина: именно он солировал, исполняя ее с «Песнярами».
Олег Молчан был не только композитором, но и исполнителем – пианистом в составе «Песняров», владевшим всеми клавишными инструментами, а также аранжировщиком, музыкальным руководителем ансамбля (эта должность была придумана для него), а еще – продюсером и общественным деятелем. Обладатель медали Франциска Скорины, он заслужил ее гораздо раньше, когда в 1990 году стал лауреатом в номинации «Крупные формы» на Республиканском конкурсе композиторов к 500-летию со дня рождения Скорины, создав для «Песняров» цикл «Ave sole, или Слово Скорины» на стихи Александра Легчилова.
Песенная эстрада – довольно капризная персона. И не со всеми дружит. Она сама выбирает, на кого ориентироваться. Но она не смогла пройти мимо Олега Молчана. Не потому, что родился в музыкальной семье (на детях природа иногда отдыхает). И хотя бы потому, что его имя и фамилия довольно музыкальны, их легко разделить на ноты. И, что самое интересное, они получаются не удивительно авангардной секвенцией, а законченной песенной мелодией – простой и понятной.
Объясню. Любые слова или их отдельные слоги можно зашифровать в последовательности нот — получится музыкальная монограмма. Пользуясь этим приемом, с начала XVI века композиторы в основном прятали в нотном тексте инициалы или фамилии – свои, а также тех своих друзей, коллег или просто тех, кому они хотели сделать такое музыкальное посвящение. Но нередко приходилось пропускать какие-то «немузыкальные» буквы или целые слоги — те, которые не имели нотных аналогов. Так вот, таких «немузыкальных пробелов» в имени и фамилии Олега Молчана нет.
Aleg Molchan красиво сочиняется в ля-минорную тему. Две буквы А — это латинское обозначение ноты Ля. Буква L входит в белорусское название ноты Соль, что также означает латинское G. Остальное «переводится» так же: Е – это Ми, С – До, Н(h) — Си. Слог moll в начале фамилии минорный. Наконец, N в финале, кажется, символизирует «нет», другими словами, паузу. Или такие «бамсы» ударных, те же колокольчики. Посмотрите, что произошло:
Любопытно? Я не могу понять, почему эта монограмма до сих пор не использовалась, ведь ее так легко петь и запоминать! А слово «легко» как раз из молчановского арсенала. И его синонимы не «легкомысленный», «легковесный», «несерьезный», а «простой» и, главное, «естественный».
Олег был легким на подъем человеком. У него было гораздо больше идей, чем он успел реализовать и завершить.
Я помню, с каким юношеским азартом он говорил об идее мюзикла. Не для интервью, не за инструментом, а как-то просто по дороге, когда мы случайно встретились на улице и прошли вместе пару кварталов. При этом он не только рассказал, но и, что называется, «показал».
И он не тихо мурлыкал и ворковал, а пел во весь голос – так, что прохожие смотрели на нас с удивлением, как на сумасшедших. Что-что, а петь он умел. И профессионально! Окончив среднюю специальную музыкальную школу при консерватории (ныне Республиканская гимназия-колледж при Академии музыки) по специальности хоровик-дирижер, все 11 лет учебы состоял там же в составе хора мальчиков под руководством Игоря Журавленко. Этот коллектив – настоящая легенда, известная на весь бывший Союз.
Мюзикл так и не был создан, а жаль. Говорят, мюзикл или даже оперу по мотивам «Ладдзі Роспачы» Владимира Короткевича, ему собирался заказать Михаил Козинец, бывший художественный руководитель и главный дирижер Национального академического народного оркестра Беларуси им. Жиновича. Не успел.
Сам Молчан тоже многого не успел. Например, закончить консерваторию. Он поступил в нашу Академию музыки в возрасте 26 лет. И почти одновременно получил приглашение в «Песняры», а это означало постоянные репетиции, концерты, гастроли, чего он, в отличие от многих других музыкантов, не любил: ему гораздо лучше было закрыться в студии, чтобы никто не мешал работать над новыми произведениями. Но тогда отправился в длительные гастроли – сама судьба распорядилась, чтобы артистическая практика победила теорию.
Ориентированность на реальность и требования времени отчетливо проявилась в нем позже, когда он познакомился с Ириной Видовой – певицей, единомышленницей, женой, а сегодня – самым преданным популяризатором его творчества.
Композиторы часто пишут музыку, не имея в виду конкретных исполнителей. Скорее, они отталкиваются от современных приоритетов и определенного типа музыкантов или коллективов, которым это может подойти. И после предлагают созданное, сомневаясь до последнего: понравится ли? Авторское волнение не заканчивается ни на последней ноте нового сочинения, ни, как в песенном жанре, после того, как сделана аранжировка. Ведь возникает другое беспокойство: будет ли выступление таким, как планировалось? Будет ли достойный результат?
К сожалению, в отечественной практике бывали случаи, когда солист не успевал хорошо выучить свою партию и «импровизировал». Или дирижер сократил почти половину отличной партитуры, а затем самостоятельно или с помощью других музыкантов добавил нужные «связки», и все это — без ведома автора, не узнавшего на концерте своего произведения, что провоцировало предынфарктное состояние.
С Олегом Молчаном такое не могло произойти. Во-первых, он нашел своих исполнителей и сосредоточился на их возможностях: сперва это был его собственный ВИА «Ассорти» в столичной филармонии, и Национальный академический концертный оркестр под управлением Михаила Финберга, затем – «Песняры» Владимира Мулявина, и наконец, Ирина Видова. Во-вторых, он был очень увлечен авторским правом, и это нашло продолжение в его общественной деятельности в качестве председателя Авторского совета при Национальном центре интеллектуальной собственности и президента Евразийской конфедерации обществ правообладателей. И в довершение всего он был награжден Золотой медалью Всемирной организации интеллектуальной собственности.
Сотрудничество с Ириной Видовой стало отдельным периодом его творчества. Ведь, к отчаянию некоторых своих поклонников, он все чаще стал писать не только возвышенно-духовные, но и «модные» песни, у него стали появляться шлягеры, выходящие за пределы Беларуси. При этом аудитория слушателей изменилась (вернее, расширилась, помолодела). Кроме того, Ирина Видова во многих случаях создавала и слова таких песен, ориентируясь на определенную потребительскую аудиторию. Олег также приобрел новое для себя качество – продюсер певицы. И очень успешно! Ведь и те песни, и сама Ирина вместе с Олегом не раз становились лауреатами конкурсов и фестивалей. В частности, песня Олега Молчана на стихи Алеся Липая «Корабль моей страны» в исполнении Ирины стала лауреатом фестиваля «Красная гвоздика» в Москве. Их совместные альбомы выходили в России и США. Список дисков и синглов с музыкой Олега Молчана занял бы не одну строчку. Как и перечень авторских концертов композитора, прошедших как во Дворце Республики, так и на Национальном фестивале белорусской песни и поэзии в Молодечно.
Сегодня вдова композитора Ирина Видова делает все возможное и невозможное, чтобы память о маэстро оставалась живой, а его творчество приобретало все больше поклонников среди будущих поколений. Эстрада стремительна, но только не по отношению к музыке Молчана. Ведь вопреки имени композитора она не молчит и после его смерти. Ирина также освоила новое направление музыкальной профессии и выступает не только как инициатор, но и главный организатор концертов с его музыкой, а также выпуска нотных сборников произведений Олега Молчана.
– Я называю это служением, – говорит Ирина. – Вижу в этом свою миссию, цель своей жизни – максимально бережно и полно сохранить творческое наследие талантливого мастера.
В настоящее время издано уже восемь сборников произведений Олега Молчана. При этом семь из них, включающих 77 песен, были изданы известным российским издательством «Композитор – Санкт-Петербург», восьмой – белорусским «Ковчегом» при поддержке компании «Белгострах» и представительства в нашей стране общества «Гедеон Рихтер», которые в свое время выступали партнерами авторских концертов композитора.
Особенно приятно, что для широкого круга исполнителей стала доступна и хоровая музыка маэстро Молчана, среди которой десятки духовных тем, созданных для Митрополичьего хора Свято-Духова кафедрального собора. Не случайно презентация сборника «Олег Молчан. Хоровые произведения» состоялась в храме Всех Святых в Минске, куда были приглашены только что отметившая юбилей Таисия Миронова –педагог Олега по дирижированию и многие руководители хоровых коллективов, в том числе и российских. Все они получили ноты в подарок.
А еще раньше российская компания «Мелодия», успешно работавшая с Молчаном при его жизни, выпустила несколько посмертных альбомов. Вышеупомянутый международный фестиваль-конкурс патриотической песни «Красная гвоздика», который теперь носит имя Иосифа Кобзона, учредил специальный приз имени Олега Молчана. Создан и обновляется сайт композитора: он не успел этого сделать при жизни. Памятная доска установлена недалеко от Троицкого предместья, а именно на доме 20 по улице Раковской, где родился и провел детство Молчан. И самое главное, его музыка звучит.
– Нам всем еще нужно в полной мере оценить работу Олега, – продолжает Ирина. – Потому что он был новатором, он смотрел в будущее. Менялась жизнь, менялся и он сам, сохраняя неизменным свой композиторский почерк. Для него музыка была языком общения с миром, он легко творил в любом жанре и стиле: эстрадная, популярная музыка, песняровские фолк-хиты, хоровые светские и духовные произведения, фортепианные пьесы, музыка для рекламы и театра. И он создавал шедевры в каждом жанре. Так что его работы еще ждут своих исследователей. А недавно я заметила, что последние цифры годов его жизни совпадают с датами Моцарта, только в другие века и в обратном порядке: у Моцарта – 1756-1791, а у Молчана – 1965-2019. Какая-то мистика!
Надежда Бунцевич, журнал «Культура», перевод с белорусского