Есть музыка для ног, а есть — для души

В минувшую среду композитор Олег Молчан пригласил друзей, коллег и поклонников во Дворец Республики, чтобы вместе отметить 25–летие творческой деятельности…

Композитор Олег Молчан — редкий гость в телевизионном эфире. И это минус только нашему эфиру. Автор золотых хитов «Песняров» «Mалiтва», «Стася», «Обманите меня», как и два десятилетия назад, сосредоточен на работе. В минувшую среду композитор пригласил друзей, коллег и поклонников во Дворец Республики, чтобы вместе отметить 25–летие творческой деятельности.

Случайных гостей на вечере не было, как не было и случайных зрителей в зрительном зале. Поздравить маэстро пришли ансамбль «Песняры», вокальная группа «Чистый голос», Яков Науменко, Николай Скориков, Инна Афанасьева, Ядвига Поплавская, Александр Тиханович и другие популярные артисты. И все, кто выходил на сцену в этот вечер, и те, кто пришли на концерт, хорошо знали творчество Молчана — композитора самобытного, вдумчивого, не гонящегося за дешевыми хитами, работающего штучно. Диапазон его возможностей крайне широк: от лирических баллад, казачьей песни до энергичных композиций Ирины Видовой, певицы и супруги.

— Музыкальный материал Олега всегда отличался особой мелодичностью, продуманностью и профессионализмом, — суммировала после концерта свои впечатления народная артистка Беларуси Ядвига Поплавская. — Чувствуется своя основа. Для меня очевидно, что истоки творчества Олега — в белорусской народной песне. Он до такой степени ее чувствует и понимает ее национальный колорит, что это не может оставить равнодушным. Все его творчество проникнуто духовностью, глубиной. Он пишет песни на великолепные стихи замечательных поэтов Беларуси. У него прекрасная жена Ирина Видова. У обоих хороший вкус, оба — профессионалы.

Это тем более заметно, что сегодня у нас на эстраде игнорирование образования стало нормой. Мы скатываемся в какие–то музыкальные поделки. Для меня музыка Олега Молчана противоположна этому потоку ширпотреба, потому что она прежде всего музыка очищающая. Есть музыка для ног, а есть — для души. Песни Олега именно такие.

Я благодарна, что он доверил нам спеть на своем вечере песню «Обманите меня» на стихи Максимилиана Волошина, которую когда–то исполнял Владимир Мулявин.

Хозяин вечера проявил себя не только за роялем, но и за кулисами, подробно объяснив, почему не гонится за дешевой популярностью и скептически относится к различным хит–парадам и рейтингам:

— Все сегодняшние рейтинги и хит–парады, на мой взгляд, полная ерунда. Только время и история показывают, кто настоящий, кто останется в музыкальной культуре. Считаю, все наши композиторы — большие молодцы. Все работают, все пишут, несмотря ни на что. Пусть иногда бывает и тяжело. У каждого случаются неудачи и взлеты. Для этого мы и работаем. Самое главное, что мы все вносим вклад в копилку национальной музыки. Каким образом — это каждый уже решает сам для себя. Я избрал свой индивидуальный путь. И меня он вполне устраивает.

— Олег, у вас есть шлягер, который, как вы считаете, написан на все времена?

— Нет. Сам я у себя такого не знаю. Право слушателя считать, что он, возможно, есть.

— А можете вспомнить песню с самой драматической судьбой?

— У нас почему–то такой народ, что нам обязательно нужен трагизм. Без этого мы не понимаем значимой роли того или иного произведения. У нас почему–то не любят, когда у произведения счастливая судьба… Обязательно нужна какая–то драма. Может быть, кого–то разочарую, но никаких особых трагедий в работе у меня не было.

— А история создания «Молитвы», ставшей настоящим музыкальном мифом, тоже была безоблачной?

— Дело в том, что «Молитва» — просто раскрученная песня. У меня есть и другие произведения. Например, замечательная «Обманите меня», которая в свое время была очень популярна. У «Молитвы», конечно, есть своя история, и она опять–таки тоже идет вразрез с какими–то распространившимися стереотипами… Сейчас принято считать, что она стала известной сразу же после того, как была исполнена. Но это не совсем так. Вернее, это совсем не так. Как только я ее написал, она прошла совершенно незамеченной. И только после кончины Владимира Георгиевича Мулявина ее вдруг объявили гениальной. И объявили так страстно, что мне потом по иронии судьбы не раз приходилось доказывать, что автор этой песни — я.

— А как вы относитесь к тому, что после Мулявина ее перепевают бесчисленное количество раз?

— Перепевают в основном молодые конкурсанты. И если песня помогает им занимать какие–то призовые места, я только рад.

Жизнь не стоит на месте, многое меняется. Приходят новые имена. Но, например, со всеми «Песнярами» я по–прежнему в очень хороших отношениях. Мы — добрые друзья. Потому что, несмотря на все разлады, я считаю, что «Песняры» это — неделимая единица общества. Все музыканты этого настоящего музыкального сообщества занимаются одним и тем же делом.

Я занимаюсь и «женской» музыкой. Песни в исполнении Ирины Видовой постоянно звучат в радиоротациях. Мы идем своим путем, не входим ни в какие тусовки. Но так я существовал всегда. И музыка, на мой взгляд, совершенно не изменилась. Изменилась только упаковка.

…На концерте Олег Молчан признавался в любви друзьям, коллегам и Минску, городу, в котором родился, окончил консерваторию, сформировался как профессионал.

— В сущности, почему я отмечаю 25–летие деятельности? — кроме прочих талантов, Молчан продемонстрировал и талант конферансье. — Потому что ровно 25 лет назад было напечатано мое первое музыкальное произведение — фортепианный регтаймчик. Если же считать с того момента, как я начал писать музыку, можно было бы уже отметить 40–летие.

Конечно, за эти 25 лет я пережил разные периоды. Но мне повезло прежде всего в том, что у меня был такой руководитель и учитель, как Владимир Мулявин, с которым мы записали много программ и произведений.

Нашлось место и юмору в воспоминаниях. Куда же без него:

— А ведь сколько музыкантов в «Песнярах» работало! И все замечательно пели. Не пели только двое: Игорь Паливода и я. Хотя у обоих — абсолютный музыкальный слух.